С более чем 50 странами, использующими эту процедуру, система TIR является международной системой таможенного транзита с самым широким географическим охватом. В качестве других процедур таможенного транзита процедура TIR позволяет товарам перемещаться под таможенным контролем через международные границы без уплаты пошлин и налогов, которые обычно подлежат ввозу (или вывозу). Условием процедуры TIR является то, что перемещение товаров должно включать в себя услугу перевозка грузов автомобильным транспортом.
Товары перемещаются из таможенного пункта отправления в одной стране в таможню места назначения в другой стране под прикрытием международно признанного таможенного транзитного документа, книжки TIR, который также предоставляет финансовую гарантию на уплату приостановленных пошлин и налогов. Система гарантий управляется международной организацией, которая в настоящее время является Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ).
Хотя каждое государство-член ЕС является Договаривающейся стороной Конвенции TIR, Европейский союз считается единой территорией для целей процедуры TIR. Это означает, что TIR может использоваться только в Союзе для международных движений, т. Е. Когда движение начинается или заканчивается в третьей стране или где товары перемещаются между двумя или более государствами-членами ЕС через территорию третьей страны.
Предпосылка создания
Под эгидой Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) транзитная система TIR была разработана вскоре после Второй мировой войны, чтобы помочь оживить экономику послевоенной Европы. Соглашение TIR было заключено в 1949 году, и его успех привел к созданию в 1959 году первой Конвенции TIR.
Конвенция 1959 года была заменена действующей Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов автотранспортом с использованием книжек TIR в 1975 году (Конвенция TIR 1975 года). Конвенция TIR 1975 был утвержден Постановлением Совета (ЕЭС) № 2112/78 от 25 июля 1978 года и вступил в силу в Европейском Сообществе 20 июня 1983 г. В приложении к настоящим Правилам Совета было заменено решением Совета 2009/477 / EC от 28 мая 2009 года (OJ L 165 от 26 июня 2009 года). Настоящее приложение содержит консолидированную Конвенцию TIR с внесенными в нее поправками до конца 2008 года.
Каждое государство-член ЕС, включая сам Союз, является Договаривающейся стороной Конвенции TIR 1975 года.
Конвенция TIR поддерживается ЕЭК ООН, которая в сотрудничестве с секретариатом TIR также ведет публикацию, известную как Справочник TIR . Справочник содержит не только текст Конвенции, но и массу полезной информации, касающейся практического применения Конвенции.
Транзитная система TIR основана на следующих пяти основных принципах (так называемые столпы):
- использование защищенных транспортных средств или контейнеров,
- международная гарантийная цепочка,
- книжка TIR,
- взаимное признание таможенного контроля и
- контролируемый доступ для использования системы.
Конвенция TIR 1975 года является динамичной в том смысле, что за последние годы она неоднократно менялась с целью отразить изменения в отношении каждого из этих основных принципов. В последние годы поправки были структурированы и приняты на дискретных этапах.
На первых двух этапах были введены договоренности, согласно которым доступ к использованию системы TIR будет подлежать таможенному разрешению (так называемый «контролируемый доступ») и разъяснению ролей и обязанностей основных игроков (транспортная компания, перевозчик)участвующих в системе TIR. Третий этап, который в настоящее время находится в процессе разработки, включает проект по компьютеризации системы TIR ( международная система eTIR ) и меры в целях повышения транспарентности международной организации и улучшение работы транспортных компании.
TIR в Союзе
Поскольку Конвенция 1975 года о TIR непосредственно применима, существует сравнительно небольшое количество законодательных норм, установленных в Таможенном кодексе Союза или его делегированных и осуществляемых актах. Что касается применения Союзом системы TIR, следует отметить следующие основные моменты:
- TIR может использоваться только там, где движение начинается или заканчивается в третьей стране или когда внутрисоюзное перемещение товаров осуществляется через третью страну (статьи 226 и 227 UCC).
- Таможенная территория Союза считается единой территорией (статья 228 UCC).
- Размер гарантии на книжку TIR составляет 100 000 евро (статья 163 IA).
- Информация о книгах TIR для операций TIR на таможенной территории Союза должна быть предоставлена таможенным органам в электронном виде (статья 6 UCC).
- Электронная система транзита Союза (НКТС) должна использоваться для электронного обмена данными между таможенными администрациями государств-членов ЕС (статья 273 IA).